01. Первый дальний катерный поход Питер-Онего-Питер 1972 года

Создано 01.11.2009 Обновлено 07.05.2021

Первый дальний катерный поход Питер-Онего-Питер 1972 года

Предисловие:
Питер и сейчас Питер, а ранее был г. Ленинград
1972 год - Прошлый Век !!!. Абалдеть !!!..... :-)))

Этот сайт посвящен памяти моего отца - Семена Михайловича !!!
Он имел почетное народное звание ( или почетное звание водномоторной братии ):
"Профессор по Вихрям " :-)

В 1967 году мой Батя купил катер "Прогресс-2" и мотор Вихрь-20.
После этого была рыбалка на Финском и на Неве, походы на Новоладожский канал, р. Свирь, залив Лахта на р. Свирь - теперь это заповедник, р. Волхов - на озеро Ильмень.

А рыбачить на спининг Батя начал в молодости, когда у знатных рыбаков, обложившихся десятком поплавочных удочек, глаза лезли на лоб, когда он вытаскивал довольно большую рыбину при помощи вересковой палки, катушки с леской и железки на конце... :-))))

Первый дальний поход был задуман и пройден в 1972 году двумя катерами по маршруту:
Река Нева: г. Ленинград - крепость Орешек - 70 км
Новоладожский канал: Крепость Орешек - Новая Свирица - 169 км
Река Свирь: Новая Свирица - пос. Вознесение - 213 км
Онежский канал: пос.. Вознесение - р. Вытегра - 67 км
Река Вытегра: Онежский канал - г. Вытегра - 15 км
Река Вытегра: г. Вытегра - Онего - 20 Км

Онего - Онежское Озеро:
Река Вытегра - мыс Андомский - 20 км
Мыс Андомский - мыс Муромский - 26 км
Мыс Муромский - мыс Бесов Нос - 24 км
Мыс Бесов Нос - река Водла (пос.Шальский) - 14 км
Река Водла - остров Большой Климецкий (южная часть) - 38 км
Остров Большой Климецкий - Кижи - 33 км
Кижи - г. Петрозаводск - 60 км
г. Петрозаводск - пос. Вознесение (р.Свирь) западным берегом - 135 км
И в обратный путь по реке Свири в г. Ленинград
ИТОГО: 452 + 102 + 350(Онего) + 452 = 1356 км

Наш катер - "Прогресс-2"+ Вихрь-20. Экипаж: я и Батя
Второй катер - "Прогресс-2М" + Вихрь-25. Экипаж : 3 человека
Оба катера с тентом - никаких рубок.

Нева - перед поворотом на Ивановские пороги

Первый привал на Неве - точно не помню где, но похоже, - напротив г. Кировск.
Главное, после подхода к берегу - это грамотная швартовка. Носом к волне на два якоря. Новички частенько забывают про швартовку - немного затянут нос и бегом на берег. Но это же не авто, а - КАТЕР. И рядом - живая вода и ее творение - волна. Может враз смыть вашу посудину и охнуть не успеете.

 

Итак 1972 г. - "золотое время застоя". ;-)

Золотое не потому, что застоя, а потому что - "когда мы были молодые..."
Это было время, когда по пятницам-субботам караван дюралек шел из Питера по направлению к Дубно (87 км канала) - на рыбалку. Не все доходили до цели, а только самые подготовленные. А в воскресенье жужал обратно. Сейчас - совсем не так. :-) А сейчас жужжат от Новой Ладоги (112 км канала) к Дубно и обратно, а до Новой Ладоги из Питера на авто. :-)

Месяц ИЮЛЬ выдался в 1972 году очень жарким.

Обеспечение
Мобильных телефонов конечно же не было, GPS и эхолотов также.
Чтобы позвонить надо было идти на переговорный пункт. И не всегда можно было дозвониться.
Карт также подробных не было - все засекречено... :-) Но была лоция реки Свири 1954 года.
Навигация - школьный компас.
Фотоаппарат- "ФЭД-2". Экспозиция в ручную - из опыта.
Последующая обработка - подготовка растворов, проявка пленки и печать фоток - все самостоятельно. Пленки черно-белые - негатив, слайдов еще не было, кинокамеры не было, а о видео и речи нет. :-)
Примус Шмель - работает на бензине. Отличная вещь - до сих пор готовим именно на Шмелях и шмелях - старой конструкции, а не новой.
Горючка
- можно было стрельнуть канистру в городе по цене за канистру от 50 коп. до 1 рубля.
За городом 1-2 рубля, ну может быть 3. Но и зарплата была 120р - норма, 140р - это уже не плохо, а 200-250р - это очень хорошо. :-)

Справа - это зачаленный плот лесосплава. Да... - это было время, когда буксиры таскали плоты и по Неве и по каналу и по Свири. А также, помимо самоходок и ракет на подводных крыльях, ходила ЗАРЯ - пассажирская посудина с водометом. Так вот Заря гнала неслабую волну - сравнимую со средним сегодняшним кроссовком. И ходила по Неве и по каналу до Новой Ладоги. А уж по каналу секи ЗАРЮ обязательно - без разницы - на воде катер или зачален. :-)

Разведка места для привала...

Капитан второго катера - из-за этой панамки получил от нас с Батей прозвище "Кемель"

Привал - святое дело...

После небольшой посиделки, рыбацких рассказов - необходимо подготовиться,

проверить и отрегулировать матчасть.

Отход от берега и... - дальше в путь.
Начало похода - обычно самое счастливое время - все приключения впереди. :-)

Идут на обгон.

Остановку на заправку в Кировcке не помню и фоток нет.

 

Крепость Орешек - как-будто только-что закончилась война....

Вошли в канал. Вид на Неву.

Кобону - 47 км канала - без остановки пройти просто нельзя. Отсюда начиналась дорога жизни по Ладоге. Место очень приветливое и закрытое от ветров. Речка Кобонка впадает в Ладогу.

Здесь же и ночевка. Готовка на шмельке.

Святое дело - искупаться в Кобоне.

 

А это похоже - река Волхов

И снова в канал. Понял, что если в таком темпе фотать, то на основную нашу цель - памятники старины, пленки просто не останется. :-)

Загубье - Новоладожский канал почти пройден. До Свири осталось около 10 км. Пройдены все лавы - наплавные мосты. А порядок был такой - наберется 5 маломерок и - лаву открывают. Сейчас не так - сейчас по расписанию два раза в день. Но лава в Черном открывается в ручную - это и сейчас так. Новую Ладогу и Вороново проходили в проход для маломерок. Но в Загубье прохода нет и надо ждать открытия.
Канал тогда еще был обустроен аккуратными километровыми столбиками.  Сейчас от них остались только воспоминания. Длина канала - 169 км.

Стоянка на Свири - правый берег - теперь там заповедник. Заповедник от г. Лодейное Поле до выхода в Ладогу.

Отсюда уже виден Батюшко-Онего. Свирь пройдена. Пройдены оба шлюза. Помню стоянку на Ивинском разливе около плавучего острова. Рыбалка была отменной. А это уже Вознесение у памятника перед лавой - вход в Онежский канал. Путь преграждает лава.

Мы в Онежском канале. Лава пройдена. Все по магазинам. У последнего дома по каналу - направо дорога - путь к заправке.

Рыбалка на закате.

Онежский канал
А вот как было раньше - 1909 год - Мариинская система - очень интересные фотографии

http://ps-spb2008.narod.ru/mar_introduction.htm
Не правда ли - своим аккуратным обустройством несколько напоминают сегодняшнюю заграницу. А ведь это было у нас.....

Батя рубит колышки...

В позе рака... Сколько раз я потом стоял в такой позе.....

А вот здесь уже возникла необходимость у Кемеля вытащить друга Вихря на сушу.

Полный отруб после большого перехода - общий дневной сон на берегу, - Батя на катере.

Это я

Катера на отдыхе. :-)

И Батя перебрался на берег.

Сон в очках....
А вот ночевали всегда в катере. Сверху тент и марлевый колпак от комаров. И сейчас - только на катере. А еще лучше забуриться в тростник. Кинуть якорь и ....

Впереди город Вытегра. Онежский канал впадает в реку Вытегра. Далее поднимаемся по ней 15 км до г. Вытегра. Здесь уже ходят солидные пароходы и самоходки - далее шлюз и канал им. В.И. Ленина. Но нам не туда....
А в городе Вытегра - и бензин и магазин.

г. Вытегра. Соображают - сначала на двоих,

а потом и на троих. :-)

До свидания г. Вытегра.

Copyright 2011 Поход на катере Питер - ОНЕГО - Питер - 1972 г.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free