2.7. ВАЗ + ПОК на катере Прогресс от Евгения Зимина

Создано 20.11.2009 Обновлено 24.12.2014

Инфа от Евгения Зимина г. Новосибирск

- Это я - Евгений Зимин из г. Новосибирска

Краткая предистория
Водномоторными делами я начал заниматься с 1986 года.
К концу 1999 г. Вихрь в качестве мотора на лодке меня категорически не устраивал по многим параметрам (наелся), а иномоторы в нашем регионе в те времена можно было на пальцах одной руки пересчитать, и цена на них космической казалась.
У меня периодически приступы рукоблудия случаются (не в самом худшем смысле этого слова). :-)) Ведь настоящим толчком к установке стационара в Казанку стал случай выпадения меня из лодки во время заводки мотора, когда она меня давить начала !!!
Хорошо, что был без жилета !!!! - (поднырнуть смог) и нетрезв (стукнуло по голове так, что башмаки в воде слетели, но сознание не потерял) и куртка расстегнута была - порвало пополам (только утром обнаружил, когда окончательно в себя пришел), намотало на винт и мотор заглох. После этого мозги набекрень у меня и съехали :-).
Народу на вопрос - "как ты догадался стационар в Казанку воткнуть?" - я шутя отвечал:- "Ньютона яблоком по голове ударило, а меня Вихрем по голове приласкало."
И как-то приглядевшись к кормовой части своей К5м меня посетила мысль – Да здесь-же место для установки стационара зарезервировано! И решил я замутить самоделку на эту тему.
Коллега на работе подарил очень дельную книгу Мухина и Синельщикова «Автомобильный двигатель на катере»». Всем, кого одолевают мысли о стационаре - рекомендую с ее прочтения начинать. Помогает не наломать дров и содержит ответ на многочисленные чего и зачем. За зиму приобрел Б/У двигатель и угловую колонку от Амура. Прикупил помпу и холодильник. Долго пришлось искать выходы на токарей - фрезеровщиков. Увы, с развалом промышленности заказать изготовление необходимых деталей стало значительно труднее. Карданную передачу мне изготовили только к концу июня 2000 г. А это у нас чуть-ли не разгар сезона. К тому времени я уже успел несколько раз на воду спуститься, а для водномоторника это равносильно попаданию стопки водки в горло алкоголику, остановиться невозможно. Реализацию пришлось перенести на 2001-й год. Но затем, как говорится жизнь дала трещину и было не до установки стационара. Продолжить начатое удалось только в 2005-м. Установил в к5 Двигатель Ваз 2108(1,3л.) с амуровской колонкой. Так-как все это происходило на л. базе, рядом со входом, кругом вертелось много любопытствующего народа. И на вопрос - что это такое делается? Я шутливо отвечал, что это наш ответ Ямахе. При этом около 50% народа смотрели на меня, как на сумасшедшего, предрекая разные неприятности - от скорой поломки двигателя, до мгновенного затопления. Но как показало время, проект оказался вполне успешен.

Вот, что получилось.

Холодильник от Амура и от него же помпа на внешний контур. Охлаждение выпускного коллектора - впрыском воды, охлаждение масла - 2 трубки в крышке картера облужены и припаяны к ней. Вся вода из внешнего контура подается в выхлопную систему, звука выхлопа практически не слышно по этой причине. Это за неделю до спуска на воду.

Карданная передача выполнена на основе Жигулевских крестовин и вилок от карданной передачи. Резиновая гофра, соединяющая выхлопную трубу и вход под выхлоп в колонке впоследствии была удалена. Звук выхлопа громче не стал, зато максимальные обороты возросли на 250.. А вот воздушный фильтр, оказался вещью довольно нужной. При снятии его звук впускной системы Значительно возрастал, лодка начинала как-бы порыкивать и общее звучание становилось поспортивнее, субъективно казалось, что лодка побыстрее пошла. Но изучение показаний тахометра принесло только разочарование - обороты нисколько не возросли (точность тахометра 50 об/мин). Оптимальным оказался винт от 1,5 литрового двигателя с шагом 315. С ним мотор раскручивался до 4550 оборотов, оптимальные - в районе 3500-3900, скорость измерить нечем было, расход бензина точно не измерялся, но по субъективным ощущениям остался на уровне, как с одним 30-м Вихрем. Если в полный газ не ходить. Килограмм 550 нагрузки на глиссер спокойно выводил, правда в момент выхода народ чуть вперед сгонять пришлось.

Но в процессе эксплуатации выявились кое-какие недочеты (первый блин всегда немного комом), которые захотелось устранить. Самый главный из них - стало тесно, хотя размеры кокпита не изменились. Просто в носу бомболюка нет, а со стороны салона много в носовой отсек не уложить. Часть вещей размещалась между задними отсеками в проходе и по бокам. Но теперь там стационар прописался. Вот и жили у меня постоянно в кокпите различные одеяла и жилеты. Небольшая проблема была с управляемостью. При оборотах более 4200 рулить надо было плавно и аккуратно. Штурвал уводило в сторону поворота и чем на больший угол повернуть, тем больше тянуло. На максимальных оборотах - движение только прямолинейно с небольшим подруливанием. Чуть штурвал сместил - его тут-же вырывало из рук и происходило сваливание в циркуляцию. Частично проблема была снята небольшой переделкой узла крепления ПОК. Из курьезных - склонность к затоплению при вытаскивании на берег. Если сильно нос на берег вытащить - корма притапливалась и вода начинала подтекать внутрь лодки через отверстие для кардана, идущего к ПОК. Пару раз возле берега тонул таким образом. Первый раз просто помпой откачал, второй раз затонул посерьезней, (берег сильно крутой попался) пришлось прибегать к посторонней помощи. В конце концов эти недостатки устранить можно было. Но для их устранения надо было-бы существенно перекраивать корпус, чего мне не очень хотелось. Вся прелесть моей переделки (для меня лично) заключалась в том, что в корпусе Казанки было проделано (снаружи) всего-навсего только 2 выреза. Один под забор воды, другой - под выхлоп и кардан на колонку. Закрой их, вешай выносной транец обратно и можно опять под подвесником ходить.
Вот и озаботился я темой смены корпуса. Учитывая условия хранения и размещения (цена тоже немаловажный фактор имеет) решил поискать корпус от П4. Самое интересное, что нашел буквально за сутки после публичного объявления о намерениях.. Голый корпус, то что мне надо было. За очень смехотворную сумму - 5тыс (наших вечно деревянных). Пара косячков конечно имелась:- нос чуток подмят и потом правлен был и заплатка и несколько вмятин по левому борту, в общем не сильно критично и без стекол естественно. Самое главное – днище практически в идеале. Это был май 2008-го. Практически год я к корпусу не прикасался. Лишь изредка подойду и глядя на него прикидывал что и как делать потребуется.

В середине мая 2009-го все и началось.

Вот так он стал выглядеть после вырезания рецесса и заднего сиденья. Частично режем транец под установку Амуровской плиты и верх заднего борта с целью последующего наращивания последнего.
При более детальном сравнении П4 и Казанки, к моему великому сожалению оказалось, что задний борт у Прогресса ниже, чем у Казанки приблизительно сантиметров эдак на 7. Из опыта эксплуатации Казанки выяснилось, что когда сзади сидят 3 пассажира килограмм так под 80 и более, и я пробираюсь назад на корму (колонку опустить например) в зависимости от степени упитанности пассажиров. Задний борт может оставаться над водой сантиметров на 12-15. Поэтому созрело решение - борта в задней части необходимо поднимать! Тем более - я уже видел прогресс с поднятыми бортами. Как говорится - идею эту пришлось украсть (в том смысле что она не моя), хотя и без посторонних советов.

Первые прикидки.
Сзади поднимаем на 25 см. Спереди на 20.

На задний борт приделываем лист дюрали

Примеряем транцевую плиту.



Общий вид. Корпус более-менее собран. Боковые листы дюрали крепил к корпусу с помощью винтов М4 с полусферической головкой с шагом в 40 мм .. Все ставилось на герметик. Снаружи получилось вполне симпатично.

Вид изнутри. Когда залез внутрь - слегка обалдел, насколько здоровым мне показался моторный отсек. В основном из-за высоты бортов.

Извлекаем мторную раму из Казанки и слегка модернизируем.

Передняя часть рамы будет опираться на усилители поперечнного набора

Вот так она изнутри смотрится. Кто-то очень кстати выкинул свою старую надувную резиновую лодку. Из нее я изготовил прокладки, которые проложил между рамой и элементами корпуса.

Еще один вид рамы и усилителей шпангоутов. В дальнейшем рама будет укорочена. После установки мотора.


Перед установкой лодки на стапель, на котором она будет впоследствии стоять, решил ее покрасить Для начала только с бортов.
Обдирка лодки заняла 2 дня. Путем экспериментов из имеющихся болгарок и насадок оптимальный результат получился при использовании 2 КВт дурмашины в сочетании с чашкообразной щеткой на 125 мм. При определенном сочетании угла наклона и определенном давлении краска удаляется, а металл практически нетронутым остается. Это я в процессе, загримирован продуктами очистки похлеще Моисеева.

Покраска заняла несколько дней. Погода будь она неладна заставляла дождевые перерывы устраивать. Покрасил только борта, палубу решил отложить на последний момент. И как оказалось не зря. Грунт Вл-023 оказался редкостным гуаном. Соседи красили 2 своих лодки и на фирме купили 18 литров ентого дерьма. И я, сдуру к ним присоседился. Все делалось по след. технологии: обезжиривание, приготовление грунта (разбавка), грунтование, нанесение краски. Краска у нас всех троих была разной. Но грунт цука оказался хрупким по прошествии нескольких дней после покраски при ударе по корпусу краска трескается и отваливается вместе с грунтом у всех троих. Причем на корпусе остается желтоватый слой налета. Позже, когда начал переделывать колпак, который лодку закрывает, с удивлением обнаружил, что алюминиевые листы на нем покрашены какой-то красной краской, толи грунтовка, толи сурик какой-то. Колпаку 100 лет в обед. Достался по наследству. Смастерен был в годах 70-х.
Красился простой кистью, да и непохоже, что тот, который его красил, утруждал себя каким-либо обезжириванием или какой-нибудь подготовкой поверхности, а тем более поиском спецкраски по люменю. Что с завода слямзили, тем и покрасили. Промазал кистью и все! Но ведь краска на люмине колпака держится так, что нарочно даже, фиг отдерешь! Но это так - лирика.

Ладно, черт с ней, с покраской. Окончательное решение этой проблемы отложим на потом. Лодка стоит на своем законном месте, колпак подогнан. Можно заниматься двигателем.
Вот он родимый. Маховик стоит от классики, правда отверстия под болты, скрепляющие его и коленвал, пришлось напильником расточить, когда на Казанку ставил. У 8-го движка межцентровое расстояние между болтами крепления в коленвалу больше оказалось. Центрирует их подшипник первичного вала, для которого была выточена специальная обойма. Вместо Жигулевского Диска сцепления – Москвичевский, встал, как родной.

Кожух сцепления у меня тоже от классики. Центр коленвала и вала коробки совпадают. При этом совпадают 3 болта из четырех, которые кожух к картеру крепят (я вообще отходил на 2-х болтах). Вот по этой причине и пришлось маховик от классики ставить, чтобы с приделыванием стартера меньше заморачиваться. Как эту штуку у Амура правильно назвать, я не знаю, назову ее корпусом привода кардана, может амуроводы меня поправят. Сопряглась с кожухом сцепления на ура. Только токарю пришлось заказать центрирующую шайбу. И несколько отверстий с резьбой в корпусе привода проделать, чтобы к кожуху сцепления прикрутить..

Очередная засада. Мосвичевский диск сцепления в корзину сцепления встал как родной, а вот с направляющей выжимного подшипника трабла вышла. Вал в нее влезать отказался. Диаметр шлицевой части вала оказался слишком велик.
Пришлось ехать на авторынок, покупать москвичевский выжимной. И переделывать жигулевскую направляющую под новый выжимной. Поиски в закромах подходящей трубки под выжимной дали неожиданно быстрый результат. Старый амортизатор от Юпитера пришелся очень кстати. Отрезаем нужное количество. Одеваем на направляющую, вставив внутрь 3 полоски оргалита для центровки. Привариваем э. сваркой. А старую направляющую той-же сваркой сдуваем и подрабатываем внутренности напильником. Правда, вилку для выжимного пришлось самодельную делать. Часть от классики, часть из куска рессоры от какой-то легковушки.

При примерке кожуха сцепления с вставленным валом к блоку обнаруживается еще одна неприятность (на самом деле это выявилось значительно раньше - при предварительной прикидке что и как). Амуровский вал сидит глубже первичного жигулевского (который стоял ранее) приблизительно на сантиметр и касается центрирующего подшипника первичного вала, расположенного в торце коленвала всего чуть-чуть. Точно насколько, - измерять не стал. Эту проблему решаем подрезкой кожуха в точках его крепления к блоку и метах соприкосновения с блоком на 8 мм болгаркой.
Посадочное место стартера трогать не стал специально, так как при замене стартера старой модификации на редукторный с постоянными магнитами пришлось подкладывать шайбы под стартер толщиной миллиметров 6. Чтобы шестерни стартера и венца маховика выходили из зацепления. Что-то у новой модификации стартера для классики с размерами не того. Хотя на обычном жиговском моторе и все нормально скорей всего.
Но на моем гибриде такая вот байда приключалась. Перед установкой мотора в лодку возникла необходимость изготовления сланей. С фанерой для пола мелкая неприятность приключилась. Влагостойкая ФСФ в округе не очень удобного размера : 1,25х2.5М. А самый подходящий 1,52х1,52 только обычная. Что той, что другой надо 2 листа. Но ФСФ дороже раза в 3 выходила Жаба не дала покупать 2 листа влагостойкой. Жабу душить не стал, как никак, своя, родная. Купил 2 листа обычной. Нарезал необходимые размеры и пропитал олифой. Установил в лодку.

С двумя помощниками и с помощью такой-то матери поместили движок в лодку. Вот он установлен на место и потихоньку обрастает всем необходимым.

В процессе.

Вид на выхлопную систему.




Изготовил электротрим на базе домкрата от классики и моторедуктора от стеклоподъемника . В дальнейшем конструкция будет слегка модернизирована. Вместо моторчика от стеклоподъемника установлю моторчик от стеклоочистителя (у него скорость вращения побольше, да и сам он помощнее). Угловой редуктор домкрата тоже будет удален. Выходной вал редуктора будет приводить червяк домкрата непосредственно. Точно время подъема сказать пока не могу, навскидку секунд 40-50. Медленновато, но с подъемником гораздо лучше, чем без него.

Съездил в ГИМС оформлять переделку. Нарисовал эскиз надстройки корпуса, на флешку скинул фоток, взял документы и поехал. Оформление заняло по времени чуть больше часа, из них около 30 мин ушло на оплату квитанций в сбербанке. Порадовало гуманное отношение ГИМСовцев к моей персоне. Часть фоток почему-то открываться не пожелала. Недостающие скачали с форума на который понемногу выкладывал свое творение.

Описывать переделку салона не считаю нужным. Этого на форумах с избытком. Отмечу только то, что он сделан чисто под мои запросы, которые формировались годами и полностью их удовлетворяет. Да, передние сиденья с электроподогревом, надо будет потом подсоединить, не полениться.

11 сентября наконец-то удалось спустить лодку на воду. Первая ложка дегтя - певичная камера оказалась в усмерть забита. Чистка помогала ненадолго. В воскресенье рассвирепев сгонял на авторынок и купил новый карбюратор.


Удалось добиться следующего:
- Макс обороты - приблизительно 4400-4500 (прежний тахометр почил в бозе, а тот, что поставил на замену - чуть-ли не погоду показывает).
- Скорость - 47,5 км/ч.
Надо будет потом поподкидывать различные винты и посмотреть - что выйдет. От партии к партии у них меняются характеристики и причем существенно. На вид одинаковы а с одним мотор 4500 крутит, с другим 4250.

Теперь про ощущения и впечатления.
По сравнению с Казанкой - выход на глиссер кажется более затрудненным - нос задирает сильнее. Более вертляво ведет себя на малой скорости постоянно подруливать приходится. Но зато на максимальной скорости все в порядке рулить можно оной рукой, особо не напрягаясь. По волне идет мягче. Места внутри стало вполне хватать. Правда наличествует прохват воздуха в поворотах на большой скорости (хотя для меня это не критично, слаломом заниматься не собираюсь). Насладился работой трима. Подход к берегу и от..., - никаких головняков. Не надо теперь больше на корму бегать. В целом проект считаю удавшимся. На что рассчитывал, то и получил.

Коротко о планах на будущее. Покрасить палубу, рамку стекла поосновательней закрепить, сделать тент, бардачки внутри - в общем - для меня самая противная и нелюбимая работа - мелочевка. В планах было сделать капот для моторного отсека, но сейчас все больше склоняюсь к мысли что-то вроде мини тента туда поставить, после установки трима за 4 спуска ни разу не возникло необходимости на корму выбраться. Есть впрысковый 8кл. мотор от Жигулей 10 модели со всем фаршем к нему: коса, компутер бензобак. иммобилайзер. Если руки дойдут то может быть и вставлю через год - другой.

Copyright 2011 ВАЗ + ПОК - катер Прогресс.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free