3.8. Тюнинг катера Амур + Mercury F115 EFI от Григория Григорьева

Создано 11.12.2014 Обновлено 22.01.2015

Инфа от Григория Григорьева г. УФА

В моей жизни было четыре лодки,
        и все были изготовлены из алюминиевых сплавов.

История
Первой лодкой был отцовский Прогресс с подвесным мотором Вихрь-25 , 1972г.в.

По комфортабельности в те времена лодка была одна из лучших.
Мягкие сидения, которые к тому же трансформировались в шикарный диван, на котором спокойно могли переночевать трое человек.
Надежный тент, который спасал в любую непогоду.
В кокпите куча полочек и бардачков. Огромный багажник в носовой части, в который влезало ровно в два раза больше, чем в багажник Жигулей.
Еще важной особенностью Прогресса была способность при сильном перегрузе довольно легко выходить на глиссирование, и идти с приличной скоростью.
Собираясь в отпуск на месяц на Павловку, отец грузил в лодку целую кучу вещей:
- палатки,
- спальники,
- котелки,
- таганки,
- топоры,
- пилы,
- мешок с прикормом,
- перетяги,
- продукты на целый месяц,
- баки под рыбу,
- бензина литров 60-80… ,
сажал Маму, брата, и меня.
Лодка сидела в воде на много ниже ватерлинии, и несмотря на это мы успевали за световой день добраться от Шакшинского острова до Караидели (при удачной шлюзовке).
Ну, а когда отец на УМПО изготовил гребной винт «Свиное Ухо» лодка совсем перестала бояться перегруза.
Позже я распилил и усилил транец, установил второй Вихрь-25, и много лет пользовался этой лодкой, ездил на рыбалку, ходил в многодневные походы и просто катался по выходным, уже со своей семьей.
Под двумя подвесными моторами Вихрь-25 Прогресс просто летел, едва касаясь воды.
Да кстати, отцовская 25-ка 72 года до сих пор жива пролежав в гараже более 15 лет, в этом году была испробована на воде. Прекрасно заводится, ровно работает и отлично тянет. Не дадут соврать мне коллеги по базе.

Выбор второй лодки пал на Крым-М с подвесным мотором Вихрь-30-м.

Приобрел я его поздней осенью, поэтому было время внести небольшие переделки под себя любимого.
Первым делом я сделал из штатных сидений трансформеры, по типу прогрессовских. Но кокпит Крыма уже, чем у Прогресса, ночевать могли только двое.
Второй переделкой была установка штатных колес и дышла от Прогресса -4.
Лодочных трейлеров в те времена попросту не было. Лодка вставала на колеса минут за 10, цеплялась за штатный автомобильный фаркоп, и спокойно транспортировалась на довольно внушительные расстояния со скоростью 80 км\ч (быстрее не рисковал).
Причем ставить и снимать колеса без труда мог один человек.(монтаж и демонтаж происходил на воде)
Отходив первый сезон на одной 30-ке, я немного разочаровался, скорость была не ахти.
Сказано-сделано, и следующей зимой был куплен и установлен второй мотор Вихрь-30, благо навыки по укреплению транца уже имелись. Долгие ожидания жидкой воды, и вот наконец-то первые ходовые испытания.



Они превзошли все мои ожидания. Лодка не просто выходила на глиссирование, она выстреливала, как пробка из под шампанского.
Про скорость и говорить нечего, она не шла, она летела над водой. С берега казалось, что лодка идет только на антикавитационных плитах моторов. Я и вся моя семья были счастливы. На этой лодке мы совершили множество походов, и не просто водных, а автомобильно - водомоторных.

Может быть, я так и продолжал путешествовать на «Крыме» если бы не одно НО.
«НО» - это качество Самарских Вихрей середины 90-х (это не Пермские, практически вечные)
На четвертый год эксплуатации спаренных Вихрей, я понял что ресурс двигателей подходит к концу, равно как и моих сил, ремонтировать их поочередно.
И я решил подыскать себе более надежное МС.

На сей раз выбор пал на катер Амур-М,
вернее на корпус Амура и десяток картофельных мешков с внутренностями и запчастями.
Поскольку река Уфимка к тому времени уже обмелела, было принято решение, сразу переделать катер Амур-М в Амур-3, тобиш повесить на него ПОК.
Приобрел ПОК, комплект транцевых плит, корзину, хомут,……. (со списанного катера, раздавленного льдом). Работы по переделке начал ранней весной (благо корпус находился на Ласточке).
Заварил дейдвуд, перенес по центру лонжероны, развернул двигатель, разметил и разрезал транец, ну и т.д.
В общем через пол сотни черновых сборок, все углы и соосности были вымерены и выставлены, работы в моторном отсеке были закончены, а на транце красовалась ПОК.
Основной проблемой в установке подвесной колонки (ПОК) было то, что угол наклона транца у Амура-М и Амура-3 здорово отличаются и была опасность, что катер либо начнет дельфинировать либо даст сильную вибрацию.
Хотя нет - вру, основной проблемой были беспрерывные советы коллег водомоторников по базе, которые звучали примерно так:
- Че делаешь то ?
- Катер собираю.
- Так катера НЕ собирают,
- А как собирают?
- Не знаю как, но так точно не собирают.
Потом корпус был полностью ошкурен, загрунтован и покрашен. Еще был приглашен друг художник, который придал катеру не ординарный вид.

Комплект сидений от автомобиля ГАЗ 24-10, после перетяжки искусственной кожей

встал в кокпит, как родной. Крепления сидений были изготовлены так, чтобы сидения трансформировались в диван для ночлега.

На работы по переделке и сборке катера ушло почти три месяца (занимался по вечерам после работы).
В итоге - получился большой, комфортабельный катер, пригодный для многодневных походов.

Как не старайся сократить количество вещей необходимых в походе, с каждым годом этих «необходимых» вещей становится все больше и больше. И вот мы уже не представляем себе отдых без переносной электростанции, бензопилы, раскладных кресел, разборного столика и кучи других новомодных прибамбасов.
В итоге пришлось переделать двигатель УЗАМ 1,5л в УЗАМ 1,8л.

Теперь можно не ограничивать себя в количестве вещей и участников похода, так как Амур легко берет на борт до полутора тонн.

Как оказалось Амуровод это очень заразное заболевание, передающееся не только воздушно капельным путем, но и каким-то другим до селе науке неизвестным.

Сыну и его друзьям Амур тоже пришелся по душе, т.к. дает в кильватере большую волну.

За все многолетние годы эксплуатации лодок сделанных из алюминиевых сплавов, не одна лодка не дала течь, не потянулась ни одна заклепка, при ударах о топляк не была пробита, и не было даже намека на какое то гниение.

И все они были очень пригодны для различных переделок и изменений.

Переделка Амура под Подвесной Мотор
УЗАМ-завод  виден из моих окон (и это на полном серьезе).
Производство  космичевских двигателей свернуто лет 10 назад.
Даже мне  живущему на родине УЗАМа, в заводском районе, достать запчасти на него НЕ РЕАЛЬНО.
За эти годы продали весь брак. и некондицию вместе  с запасами пенсионеров гаражников.
Нет ничего ( китайское дерьмо не зачет),
По КНАППО  такая же картина. Холодильники, помпы, гофры,  винты, конуса…
Нет ни чего!  На базе шт. 5 амуров стоят, нет запчастей.  
Установка стационарного двигателя скажем  от Газели, Уаза, или иномарки, довольно хлопотный, и не технологичный процесс,  требующий выход на  станочный парк. Да и подгон нормального температурного режима работы двигателя, тоже не простой. Даже при переходе с УЗАМ 1,5л на УЗАМ 2,0л пришлось изрядно попотеть, пока добился нормальной температуры воды и масла.
По этому было принято решение  - ПОРА ПЕРЕХОДИТЬ на ПОДВЕСНИК.

Вот наконец-то я стал счастливым обладателем четырехтактного мотора Меркурия 115.
Подвесной лодочный Мотор Mercury F115 EFI с длинной ногой куплен БУ в пол цены у соседа по базе.
Сосед практически на катере не ходил, - в основном стоял на берегу.

Технические данные подвесного лодочного мотора:
Mercury F115EXLPT EFI – 4х тактный инжектор
Максимальная мощность - 115/84.5  л.с / КВт
Максимальные обороты  - 5000-6000 об/мин
Число цилиндров  - 4 в ряд
Рабочий объём     - 1732  см3
Диаметр Х ход поршня -  82х82 мм
Система впуска  - Четыре клапана с верхним распредвалом
Выхлопная система  - Через ступицу винта
Охлаждение - Вода + термостат
Зажигание  - Цифровое индуктивное
Запуск - Электростартер
Передаточное отношение - 2,07:1
Система управления – Дистанционная
Трим, Тилт – Электрогидравлическая
Транец – 508мм (L), 635мм (XL)
Системы предупреждения - Guardian
Сухой вес    - 181 Кг

Система SmartCraft - Опция

Обозначение:
F - Четырехтактный
E – Электростартер
XL – Транец 635 мм
PT – Электрогидроподъем
EFI - Инжектор

Самая большая хотелка уже приобретена, сейчас главное правильно, грамотно, а самое важное - надежно ее установить, и посмотреть, что получилось.

Катер Амур, на котором я откатался 10 сезонов на УЗАМе, для установки такого мотора,  требует серьезной переделки и усиления транца.
Объехав и пообщавшись почти со всеми мастерами, которые занимаются такими переделками у нас в городе (цены  от 35000 до 65000руб.), решил, что дешевле и качественнее будет сделать самому.
Вариант выносного транца, отбросил сразу. Решил делать самоотливной рецесс.
Посидев пару ночей в Интернете, и пару дней с карандашом и бумагой, помолясь, преступил к работе.

Для начала надо выкинуть все старые "потроха"

Болгарка, - друг человека, - увеличиваю кокпит на 75см. за счет моторного отсека.

Болты и заклепки, с полукруглой головкой заменяю на М6 с потайной.

По науке высота транца 635мм (от киля).
Выпилил 615мм, с учетом уголков, листа дюрали, и выступа клина, в аккурат и выйдет 635. Сделав циркуляркой с победитовыми зубьями, пропил 40 мм. В штатный дюралевый усилитель транца, вставил 45-й уголок от борта, до борта, слушая сказки про электрохимическую коррозию дюрали и черного металла - см. на киль.

Пока лучшей замены корпусу катера Амур я не вижу !!!
Не… - Ну вижу конечно, но ценники за 600 переваливают. Ну, а все полуперденчики, за лодки не считаю.

Усиливающая рама из  уголка 45х45х5 мм благополучно установлена.

Верхние  болты крепления мотора  попадают в ребра жесткости гнезда унитаза катера.
Мной был найден следующий выход. Отверстия просверлены в самом верху, так чтоб они прошли через центр верхнего транцевого стального уголка  усилительной рамы, а ребра унитаза на 40 мм по высоте были спилены под ноль.  

 Все соединения сделаны  только через герметик. Чтоб избежать гниения.

С усилением транца и с самоотливным моторным отсеком - практически ВСЕ.
Осталось вымыть и заклепать, работа на пару дней. Подводные камни вылезли с задним диваном от ГАЗ 31-10 и просто огромным, высвободившемся кормовом рундуке (охота и диван оставить, и рундук организовать), и чтобы одно не мешало другому.


Работа кипит, еще немножко и катер на воду !!!

Как всегда, помощников и советчиков много.

Сегодня состоялась первая примерка двигателя, пока « ложная сборка».
Честно говоря, здорово переволновался, все ли я правильно сделал, многие размеры пришлось практически предугадывать.

Слава богу, - все получилось так, как хотел, болты креплений струбцин попали прямо в усилители, самоотливной транец проглатывает капот, киль стоит по линейке с антикавитационной плитой .

Осталось сделать некоторые хотелки, которые много лет откладывались. И если все заказанные комплектующие придут во время, то через недельку первые ходовые испытания.

Слава Богу, - дело движется к концу. Думаю через пару дней на воду. А то затянулось мероприятие.

Кокпит увеличился на 560 мм.
На тент надо новые дуги (планирую нерж.) изготовить, да и вспомнить молодость, когда в начале 90-х кутюрье подрабатывал, - привести на базу швейную машинку да и сострочить новый.

Топливопровод
Штатные баки были избавлены от заводских краников, оставлен  только переходник, который стоял после крана, причем внутренний канал переходника был рассверлен D 4 мм.
Потом осторожно, чтоб не обломить , закручен в штатный бак.
А на переключение  баков был задействован  переключатель баков УАЗ (тройник).
Притом это было сделано еще 12 лет назад, и ни разу не вышел из строя.
До этой переделки приходилось чистить  топливо провод  пару раз за сезон!
Ну плюс конечно воронка с сеткой.  Раньше стоял авиационный отстойник +простой автомобильный фильтр тонкой очистки, а с переходом на подвесник установил специальный  большой со сменным элементом.

Спуск на воду был 23 апреля 2014 года !!!

Катер на воде !!!
Первые ходовые испытания прошли на 5+.
Охота кататься и кататься, но снова пришла гребаная зима.

Сам я человек большой - 180 Кг весом, и переживал за боковую валкость катера,
причем у двигатель достался с длинной ногой, и соответственно основная масса двигателя выше.  
Но на деле не почувствовал ни какой разницы по валкости  - подвесник, или стационар.
Руль перенес в правую сторону, - крена нет.
У брата тоже катер Амур с соткой, но руль не перенесен, крен влево и довольно сильный.  
При скорости больше 60 при четырех пассажирах появляется дельфин, не сильный, но не приятно.
При двух спереди все нормально.
Но это все с пустым носовым багажником, если  багажник хотя бы не много загружен, то ни какого дельфина нет. Следовало изначально  установить клин побольше, -  придется изготавливать транцевые плиты.

ИСПЫТАНИЯ
Средняя максимальная скорость с гребными винтами:
- гребной винт 13*19 - скрость 64,5 км/ч,
- гребной винт 13*17 – скрость 65 км/ч.
Но к сожалению не отторирован китайский тахометр ( жадный платит дважды).

Пока лучшие показатели на гребном винте 13,5*15( Яма) алюминь - 6200 об 66,5 км/ч.
На нерж гребном винте 13*17 обороты тоже 6200, но скорость на 1 км меньше.

По течению и против - плюс, минус 1-1,5 км.
Скорость течения разная, даже на небольших участках (выше Ласточки медленнее, ниже Ласточки быстрее), плюс порывы ветра.

Гребные Винты 13 дюймов, явно маловаты для Амуровского корпуса.

Испытал:
- Гребной винт Алюминь 13*19, 13*17 недокрут на обоих и скорость 59 и 60 км\ч соответственно.
- Гребной винт Нерж 13*14  6300 скорость тоже 60 (по ходу быстрее не дают крутить мозги).
- Гребной винт Нерж 13*17 6000 и 64км\ч.

Штатный Ямовский гребной винт алюминь 13,5*15 (подгон Филипповича) 6200 и 66 км\ч.

Думаю гребной винт 14*15 нерж должен маленько прибавить скорости, только где взять на тест пока не знаю, а покупать в слепую не охота.
Я прекрасно понимаю, что постоянно на такой скорости кататься не будешь (комфортно 45-50), управляемость близка к "0" , и все это на гране срыва в дельфин (корпус не гоночный), но подобрать правильный винт считаю необходимым из соображения расхода топлива, и правильной, а значит и долговечной работы двигателя. Ну а если удастся на соревнованиях кого-нибудь обогнать, тоже хорошо.

Интересный вывод для себя сделал:
подбор гребного винта дело сугубо индивидуальное и зависит не только от корпуса и мощности двигателя, но и множества других параметров, таких как:
- развесовка,
- угол наклона двигателя,
- высота установки двигателя,
- покраска днища,
- марка двигателя,
- 92 или 95 бензин,
- и даже 2-х или 4-х тактный мотор.

Перепробовав два десятка гребных винтов "всех мастей и расцветок", выбрал один наиболее подходящий для моего комплекта катер Амур + подвесной мотор Mercury F115 EFI, и пару винтов в запас, тоже с достойными показателями, но чуток похуже.
Я был сильно удивлен и обескуражен, когда перед соревнованиями, стал меняться гребными винтами с соседям по базе, у которых тоже были подобраны пара, тройка наилучших винтов.
Амур+Мерк 100, Амур+Мерк 125, Амур+Хонда 90, - ни один из трех моих винтов не дал хороших показателей у соседей, и ни один соседский не "показал" себя на моем катере !!!
Если бы раньше кто такое рассказал, послал бы на..., и сказал не пи......

Подбор оптимального гребного винта продолжается

Высота Установки Мотора
Самый интересный , и спорный вопрос !!!
Я поставил  так, что плита на 30мм. выше днища. При любых поворотах прохваты отсутствуют !!!
Думаю, что можно безболезненно поднять еще на 15-20мм.
Специалист, мой товарищ ( четырех кратный чемпион СССР по водно моторному спорту) советует мне поднять к моим 30мм, еще на 50мм. Но с этим особа баловаться тоже не следует, грозит перегревом верхнего цилиндра !!!

Планы
На старте слишком высоко задирается нос катера и проседает корма.
Надо ставить транцевые плиты - но это следующей весной.
В будущем планирую сделать рубку-убежище с двумя спальными местами.


Последователи
Саша (SaneOK) взялся за дело с присущими ему напором, бесстрашием и педантичностью.

 

Народные Спортивные Водно-Моторные Гонки - УФА 2013

Народные Спортивные Водно-Моторные Гонки - УФА 2014

 

Copyright 2011 Тюнинг катера Амур + Mercury F115 EFI.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free